|
Форум iHDD.RU Ремонт накопителей и восстановление информации
|
Работа системы аварийной парковки головок в накопителях
|
Автор |
Сообщение |
Boris
Зарегистрирован: 03.11.2005 Сообщения: 7 Откуда: Moskow
|
Добавлено: Ср, 07 Дек, 2005 17:49 Заголовок сообщения: Работа системы аварийной парковки головок в накопителях |
|
|
Если на харде при внезапном отключении питания появились бэды, то при дальнейшей нормальной работе не могут появляться новые сами собой? |
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 08:26 Заголовок сообщения: |
|
|
Boris писал(а): | Если на харде при внезапном отключении питания появились бэды, то при дальнейшей нормальной работе не могут появляться новые сами собой? |
Вобще-то хардовые производители предпринимают массу усилий, с целью недопущения появления BAD при внезапном "power-off"!
Парковка головок в подобных случаях происходит за счёт кинетической энергии, накопленой во вращающихся дисках, которая посредством специальной электрической схемы, почти полностью передаётся на войс-катушку блока головок в форме "импульса парковки", если получен сигнал предупреждения о нештатном "power-off". Если в этот момент происходила операция записи, то перед началом перемещения головок для аварийной парковки, она должна быть непременно блокирована!
Исходя из вышеописанного, никаких BAD при нештатном "power-off" появляться не должно! Но это теория.....
На практике появление BAD(обычно т.н. "софт-бэд") при нештатном "power-off" случается, и происходит это по ряду причин:
1)Допустим в этот момент идет запись. Из-за резкого спада питающего напряжения, контроль над микросхемий комутатора теряется раньше(!), чем происходит блокирование операции записи.
2)Условие то же(идёт запись и спад питания). Серво-селектор при спаде питания может сработать неточно и магнитный след останется не на нужном месте, опять же вызвав нарушение CRC в подвернувшихся под "горячую голову" секторах, т.е. опять софт-BAD.
Подобные проблемы характерны для накопителей, в которых нет дополнительного стабилизатора питания комутатора. Однако эти траблы устраняются при дальнейшей работе диска собственно SMART системой, с помощью R/W операции с корекцией ошибок. Не всегда однако ей удаётся восстановить данные на подтёртом месте. И если это был уникальный сектор(партишен табель, допустим), то данные пользователя станут недоступны!
3) Отключение питания произошло в момент, когда на войс-катушку головки пришёл мощьный импульс, для перелёта на самое дальнее расстояние от парковочной зоны. Головка в полёте и готовится к захвату сервы с нужного трека... и тут произошёл "power-off" ...
Головка получает импульс на перемещение обратно в парковочную зону.... но силы импульса не хватает и происходит парковка на рабочую поверхность.... 90% - на поверхности появится реальная царапина, которая может в дальнейшем привести к глобальному размножению BAD!
На вопрос: "А почему не хватило силы импульса для нештатной парковки, ведь в проекте это просчитывают?" - ответ очень простой. Подшипник диска может быть более тугим и поглощать больше энергии, чем было расчитано при проектировании. Такой подшипник обычно сильнее гудит. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Antech
Зарегистрирован: 03.10.2005 Сообщения: 1281
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 09:37 Заголовок сообщения: |
|
|
hardolog
Если в этот момент происходила операция записи, то перед началом перемещения головок для аварийной парковки, она должна быть непременно блокирована!
А если половина сектора записана, и тут - power off. Тогда как же винт избавится от появления софт-бэда? |
|
Вернуться к началу |
|
|
gonzo
Зарегистрирован: 27.09.2005 Сообщения: 384
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 09:55 Заголовок сообщения: |
|
|
hardolog писал(а): |
Парковка головок в подобных случаях происходит за счёт кинетической энергии, накопленой во вращающихся дисках, которая посредством специальной электрической схемы, почти полностью передаётся на войс-катушку блока головок в форме "импульса парковки", если получен сигнал предупреждения о нештатном "power-off". |
Поясните пожалуйста подробнее механизм работы этой системы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 10:52 Заголовок сообщения: |
|
|
Antech писал(а): |
А если половина сектора записана, и тут - power off. Тогда как же винт избавится от появления софт-бэда? |
Думаю, что скорость записи сектора несоизмеримо больше скорости спада Uпит.. Поэтому за время, прошедшее от получения предупреждения о нештатном "power-off" до момента, когда уже будет реально невозможно поддерживать работоспособность комутатора и сервосистемы, хард может успеть дописать этот и ещё возможно не один сектор( Также должна быть сделана отметка в некоем логе событий). Это всё опять таки в теории...
Но на практике часто встречаются харды, у которых очень чувствительные к Uпит комутаторы(возможно такими они становятся после повреждения значительными выбросами от некачественных БП).
Вот благодаря таким комутаторам и возникают часто "софт-бэды". |
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 11:03 Заголовок сообщения: |
|
|
gonzo писал(а): | [Поясните пожалуйста подробнее механизм работы этой системы. |
Система очень древняя. Она появилась ещё при "Царе Горохе" , т.е. собственно после отказа от шаговых позиционеров, вместе с появлением войс-катушек. Схема контроля встроена в микросхему драйвера приводов и работает независимо от процессора.
По этой теме было написано достаточно много. Материалы есть в любом учебнике по теории работы HDD. Воспользуйтесь поиском: яндех, гугл рулят. |
|
Вернуться к началу |
|
|
gonzo
Зарегистрирован: 27.09.2005 Сообщения: 384
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 11:32 Заголовок сообщения: |
|
|
hardolog писал(а): | gonzo писал(а): | [Поясните пожалуйста подробнее механизм работы этой системы. |
Система очень древняя. Она появилась ещё при "Царе Горохе" , т.е. собственно после отказа от шаговых позиционеров, вместе с появлением войс-катушек. Схема контроля встроена в микросхему драйвера приводов и работает независимо от процессора.
По этой теме было написано достаточно много. Материалы есть в любом учебнике по теории работы HDD. Воспользуйтесь поиском: яндех, гугл рулят. |
Существуют несколько способов парковки головок: воздушный, контактный, пружинный, электромагнитный (это те что я знаю).
Меня интересует:"Парковка головок в подобных случаях происходит за счёт кинетической энергии, накопленой во вращающихся дисках" - как ЭТО происходит? Поясните пожалуйста. |
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 11:45 Заголовок сообщения: |
|
|
gonzo писал(а): | Существуют несколько способов парковки головок: воздушный, контактный, пружинный, электромагнитный (это те что я знаю).
|
То что Вы перечислили, скорее способы блокировки, предотврающие преждевременную распарковку, на недостигшем нужных оборотов диска хардах . Тоже кстати "тема для дисертации" !
А вот энергия для парковки головок практически на всех современных носителях вырабатывается за счёт торможения тем же электродвигателем пакета магнитных дисков, примерно как в поездах метро . |
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 12:06 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Парковка головок в подобных случаях происходит за счёт кинетической энергии, накопленой во вращающихся дисках...
...Система очень древняя. Она появилась ещё при "Царе Горохе" |
При царе Горохе - это точно
...
Только вот она давно уже не применяется...
Все современные чипы управления VCM ,
имеют на выходе, только мосфет транзисторы (есть и внешние).
Они не пропустят назад никакой "кинетической энергии"...
Кроме средней точки двух тразисторов,
к мотору больше ничего не подключено...
Цитата: | RETRACT
Two retract functions are available in this circuit as
controlled by the HHB_SEL bit (R2, B11). The firs
retract function responds to a power fault by retracting
the VCM. In the second retract mode, two bits from
the serial port can control a half H-bridge that drives
an external retract module. Figure 7 is a simplified
circuit diagram of the Retract circuit. When HHB_SEL
= 0 the purpose of the Retract circuit is to retract and
park the read/write heads away from the media when
power is turned on or off or when a fault exists. This is
accomplished by turning on the Retract and the VCMA
Low-Side Drive FETs whenever the RST signal is
active. When HHB_SEL = 1, a half H-Bridge is
connected to an external retract module. The high and
low side drivers are controlled by two bits from the
serial port. HHB_HSD (R2, B12) controls the high-side
driver FET. HHB_LSD (R2, B13) controls the low_side
driver FET. An internal circuit prevents both FETs from
being on at the same time if both HHB_LSD and
HHB_HSD are set high. |
|
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 12:09 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | к мотору больше ничего не подключено... |
Я имел ввиду:
к каждой фазе мотора, больше ничего не подключено... |
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 13:03 Заголовок сообщения: |
|
|
nazyura писал(а): |
Я имел ввиду:
к каждой фазе мотора, больше ничего не подключено... |
А ничего больше и не нужно! Этими же самыми транзисторами можно скомутировать ЭДС генерируемую шпиндельным двигателем, которой будет достаточно для для паркови головок.
Кстати, хардовые двигателя обычно трёхфазные и включены "звездой", т.е. имеют четыре вывода. Так что возможно несколько вариантов отбора генерируемой энергии. |
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 14:09 Заголовок сообщения: |
|
|
[quote]Этими же самыми транзисторами можно скомутировать ДС/quote]
Ничего ими не скоммутируешь.
Исток 1го - на +V
Сток 1го - на Исток 2го и на фазу двигателя
Сток 2го - на землю (-)
Затворы обоих - на управление
На звезде двигателя - мизерное напряжение (сигнал конроля боротов)
В нижеприведенном описании(ях) работы VCM-чипа(ов),
ясно говорится:
Цитата: | The high and
low side drivers are controlled by two bits from the
serial port. HHB_HSD (R2, B12) controls the high-side
driver FET. HHB_LSD (R2, B13) controls the low_side
driver FET. |
То есть, управление актуатором (и мотором),
осушествляется командой, поступающей в
регистры VCM через serial port...
Просто быстродействие CPU и VCM,
вполне достаточно для того что-бы, на ранней
стадии, успеть запарковать головки...
Вспомните как работает UPS...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 14:33 Заголовок сообщения: |
|
|
nazyura писал(а): |
То есть, управление актуатором (и мотором),
осушествляется командой, поступающей в
регистры VCM через serial port...
Просто быстродействие CPU и VCM,
вполне достаточно для того что-бы, на ранней
стадии, успеть запарковать головки...
Вспомните как работает UPS...
|
1) Управление.... не думаю. Скорее проц сигналит драйверу, что все важные процессы завершены и можно парковать головы. Об этом я забыл упомянуть выше.
2) Быстродействия - конечно и достаточно! А вот энергии как раз может и не хватить! Прикиньте примерно ёмкость всех электролитов на плате и скажите мне такой вещьч:
допустим голова летит по некой команде в противоположную от парковки сторону на полном ходу; в этот миг шлейф питания отключается....
вопрос: откуда возьмётся энергия для парковки голов(тем более если их много)? |
|
Вернуться к началу |
|
|
_AND_
Зарегистрирован: 27.09.2005 Сообщения: 212 Откуда: Украина, Донецк
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 14:53 Заголовок сообщения: |
|
|
Такое ощущение, что никто никогда не разбирал жесткий диск...
Головы паркуются МАГНИТОМ!!! Если ток в катушке VCM пропадает -
головы паркуются магнитным полем постоянного магнита и все...
Блины за счет инерции останавливаются еще достаточно долго,
так что залип голов невозможен в этой ситуации. А то развели тут -
генераторы из двигателя, переключение энергии, торможение как
в трамваях и прочий бред!!! Винт - это не трамвай...
А вот если винт пишет в этот момент - тут уже другая история,
самому интересно, как решают эту проблему производители... |
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 14:58 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | When HHB_SEL = 0
the purpose of the Retract circuit is to retract and
park the read/write heads away from the media when
power is turned on or off or when a fault exists. |
Здесь речь идет как раз об аварийном отключении питания.
...
Запасенной энергии вполне хватает...
Я незнаю зачем спорить
Или Вы не верите производителям чипов ? |
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 15:18 Заголовок сообщения: |
|
|
AND то-же неправ...
Постоянный магнит не может притягивать
немагнитный актуатор без магнитного поля катушки...
То что можно наблюдать при врашении дисков
с отключеной катушкой, уход актуатора в зону парковки,
это влияния пружинящих свойств шлейфа
Попробуйте отрезать шлейф и тогда увидите... |
|
Вернуться к началу |
|
|
_AND_
Зарегистрирован: 27.09.2005 Сообщения: 212 Откуда: Украина, Донецк
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 15:44 Заголовок сообщения: |
|
|
nazyura
Неправда ваша...
С одной стороны VCM на большинстве винтов есть маленькая железная
напаечка. Вот с ее помощью и уводятся головы в зону парковки при
пропадании тока в катушке. Написал на большинстве, потому что может
быть где-то и не так устроено, на на тех, что я разбирал - именно так.
И со шлейфом и без шлейфа головы уводятся в зону парковки. И именно
магнитом. Без магнитов - не уводится. Естественно этот процесс нужно
наблюдать при раскрученных блинах - иначе головы падают на блины
и силы притяжения не достаточно, чтобы их оторвать и запарковать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 16:20 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | маленькая железная напаечка. |
Андрюша ты не туда въехал
Эта железная напаечка - магнитная защелка.
Она просто удерживает актуатор на месте парковки...
Защелка притягивает только тогда,
когда актуатор находится уже в зоне парковки.
Если актуатор немного отодвинуть от нее,
она уже не притягивает - не хватает силы
магнитного поля...
Я уже не говорю о том, если головы на середине...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
hardolog
Зарегистрирован: 14.11.2005 Сообщения: 136
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 16:21 Заголовок сообщения: |
|
|
nazyura писал(а): | Цитата: | When HHB_SEL = 0
the purpose of the Retract circuit is to retract and
park the read/write heads away from the media when
power is turned on or off or when a fault exists. |
Здесь речь идет как раз об аварийном отключении питания.
...
Запасенной энергии вполне хватает...
Я незнаю зачем спорить
Или Вы не верите производителям чипов ? |
Тяжёл костноязыкий инглишь и далёк от он от абсолюта!
Трактовать сей текст можно поразному. Нигде тут я не вижу опровержения моей версии.
Юрий! Я знаю Вас по постам и утилитам, как достаточно продвинутого HDD доктора! Вы располагаете неплохом оборудованием.
Ну возьмите же, наконц, в руки осциллограф и посмотрите, что там творится на войс-катушке в момент парковки ! |
|
Вернуться к началу |
|
|
nazyura
Зарегистрирован: 11.10.2005 Сообщения: 1596
|
Добавлено: Чт, 08 Дек, 2005 16:26 Заголовок сообщения: |
|
|
Магнитная защелка, предотвращает шаркание
головок по диску, потому-что, воздушная
защелка имеет люфт и не обеспечивает это.... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|